Как развивать
ИТ-инфраструктуру в 2023 году

Рынок серверного и сетевого оборудования, на котором основную долю исторически занимали иностранные вендоры, в течение года неуправляемо падал. Крупные компании заморозили проекты, госзаказчики не смогли израсходовать запланированные на ИТ бюджеты. Но задачи по развитию сервисов, цифровизации бизнес-процессов, импортозамещению никуда не делись. Их придется решать уже в 2023 году. Что важно учитывать при планировании закупок оборудования, рассказывает генеральный директор DатаРу Роман Гоц
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Главная/ О компании/ Новости/ Тенденции рынка
Роман Гоц, генеральный директор компании DатаРу

Проблемы импорта

К концу года стало очевидно, что рынок не будет прежним: возникли сложности с закупкой оборудования у альтернативных вендоров, на которых делали ставку заказчики после ухода западных производителей — Huawei и Lenovo.

Дистрибьюторы американских и европейских брендов еще в первой половине года оптимизировали штат и научились привозить небольшие партии commodity-оборудования (стандартное, ориентированное на массовый рынок). Но технологии без поддержки от вендора смущают крупных заказчиков, поэтому они перешли к стратегии точечных закупок и приостановили большие проекты.

На рынке появились новые компании, которые взялись за поставки серверов привычных брендов по схемам параллельного импорта. Однако возникают проблемы с гарантией на такую продукцию — встречается оборудование с неоригинальными деталями или бывшее в употреблении. В результате такие серверы могут не отображаться в системе мониторинга инфраструктуры.

Еще одна проблема — увеличенные сроки поставок, которые могут достигать нескольких месяцев. Бывает, что подрядчик, выиграв тендер, не может выполнить свои обязательства. Тогда заказчику нужно закладывать еще несколько месяцев ожидания — пока другой поставщик доставит нужное оборудование. Проекты сильно затягиваются.

Наиболее болезненный вопрос для крупных компаний — это техподдержка уже работающего и нового зарубежного оборудования. Такие услуги стали оказывать интеграторы. Однако зачастую у них нет ни достаточных компетенций, ни запчастей. Полноценная техподдержка заменяется страховкой: если что-то ломается, партнер просто выплачивает заказчику определенную сумму на покрытие расходов.

При этом мировые технологии не стоят на месте — появляются новые сетевые решения, СХД, серверы. Их смогут привезти в Россию в рамках параллельного импорта. Но без обучения, которое проводили вендоры, возникнет множество вопросов: как вписать эти решения в текущий ИТ-ландшафт, как их конфигурировать и поддерживать? Непонятно, для каких задач лучше подходит новое оборудование и с каким софтом может работать. Вопросов много, но без экспертизы вендоров ответов на них нет.

Российские производители

На этом фоне вырос спрос на оборудование, которое производится или собирается в России. Есть несколько локальных вендоров серверов, которые берут на себя вопросы техподдержки и обладают необходимыми компетенциями для того, чтобы помогать заказчикам развивать ИТ-инфраструктуру.

Российское оборудование можно условно разделить на два сегмента — то, которое есть в реестре Минпромторга, и то, которого там нет.
В чем их принципиальное отличие? Чтобы попасть в реестр, нужно соответствовать ряду требований по локализации комплектующих. Это ограничивает выбор производителей, оставляя за бортом наиболее продвинутые решения с мирового рынка. Поэтому оборудование из реестра не всегда соответствует ожиданиям крупных заказчиков с технологической точки зрения.

Второй сегмент — оборудование, которое собирается в России из новейших комплектующих, без ограничений в выборе компонентов. Оно более технологически зрелое. Если на мировом рынке появляются новые платформы или решения, они довольно оперативно внедряются местным производителем — в отличие от реестровой продукции, где этот процесс может существенно затянуться.

У госзаказчиков выбора нет: они должны использовать российское оборудование, соответствующее требованиям Минпромторга. Поэтому попасть в реестр стремятся те производители, которые нацелены на работу с госсектором. У бизнеса же есть выбор — покупать приземленные на локальный рынок мировые технологии, реестровое оборудование или ждать поставок иностранных брендов по схемам параллельного импорта. С точки зрения технологического суверенитета наиболее эффективным выглядит первый вариант.

Критерии выбора

Выбирая оборудование и поставщика, стоит обращать внимание на несколько условий.

Первое — совместимость с российским софтом. Так или иначе заказчики будут переходить на отечественное ПО — в силу того, что у него есть центры поддержки в стране, в отличие от ушедших с рынка зарубежных решений. Например, на операционные системы РЕД ОС, Alt Linux, Astra Linux. Если сертификации нет, то нет гарантии, что это «железо» будет работать с тем софтом, который компания планирует использовать в будущем. Поэтому планировать развитие инфраструктуры стоит комплексно: сначала определить стратегию с точки зрения ПО на несколько лет вперед, затем под нее планировать закупку оборудования.

Второе — дает ли партнер гарантию на поставляемую продукцию, и какую ответственность он несет за качество оборудования. На рынке распространен демпинг: поставщики по схемам параллельного импорта, работая на пределе маржинальности, сбивают цены на тендерах в несколько раз. Экономия компенсируется отсутствием ответственности. Важно понимать, что в случае с серверным и сетевым оборудованием скупой платит дважды: если что-то пойдет не так, то претензии предъявлять будет некому.

Третье — стоит искать постоянных доверенных партнеров. Это поставщики, которые открыто рассказывают о своих технологиях, обладают глубокими знаниями в своей области, у них есть центры компетенций и возможность провести демо-показ оборудования. Важно ответить себе на вопрос — почему я доверяю свои бюджеты и технологическое развитие этому поставщику, чем подтвержден его профессионализм?

Четвертое условие — возможность работать по постоплате. Сейчас большинство поставщиков требует предоплату, что сужает возможности заказчиков в урегулировании возникающих спорных моментов. На ограниченном рынке такая схема работает, но в следующем году ситуация начнет меняться. Удобнее, если вендор или дистрибьютор сначала привезет оборудование, заказчик убедится, что оно работает, и только потом оплатит поставку. Такой подход снизит риски закупки некачественной продукции.

Резюме

Резюмируя, стоит отметить, что в 2023 году рынок адаптируется к новым условиям, и возникший хаос начнет упорядочиваться. Крупные компании активизируют проекты по миграции на российское ПО, разморозят большие проекты по внедрению новых решений. Это повлечет за собой повышение спроса на серверное оборудование. Однако заказчики, которые обожглись на закупке «серых» серверов по демпинговым ценам, будут более тщательно подходить к выбору партнеров.

Недобросовестные продавцы уйдут с рынка. Останутся поставщики commodity-оборудования иностранных вендоров, которые смогут наладить поставки качественной продукции, — но партии будут ограниченными. Активно будут развиваться российские решения — как реестровые, так и локализованные международные технологии. На рынке не будет такого разнообразия продукции, как год назад. Но каждый производитель займет свою нишу, специализируясь на определенных технологиях и бизнес-задачах. Для удовлетворения потребностей рынка этого будет вполне достаточно.

Также вас может заинтересовать